Домой Блог Страница 2

Настройка экспозиции по освещению

К сожалению, фотограф не всегда может выбрать именно тот свет, который ему нужен — приходится работать в условиях актуального естественного освещения. К примеру, если вы решили сфотографировать пейзаж так, чтобы все детали на снимке выглядели достаточно четко, вам необходимо установить минимальный размер диафрагмы (например, f/22). Однако если освещение слабое, то также вам потребуется установить малую скорость выдержки 1/4 или даже 1/2 секунды, а чтобы при этом картинка не получилось смазанной, придется использовать штатив или увеличить значение ISO, выставляя приемлемую выдержку — правда, это также может негативно сказаться на качестве фотографии. Приведенный выше пример дает ясное представление о том, какую роль при съемке играет освещение, сужая выбор фотографа при настройке экспозиции.

Или противоположная ситуация: вы хотите заснять морской пейзаж, используя длинную выдержку, чтобы создать эффект размытия, однако на улице слишком яркий свет, и даже при минимальной диафрагме вам придется использовать выдержку не медленнее 1/30 секунды, чтобы избежать передержки. В данном случае есть два пути решения: попытаться найти другую точку обзора, с которой пейзаж будет выглядеть темнее, или использовать светофильтр, который снижает количество света, попадающее на сенсор, позволяя использовать меньшую скорость выдержки.

Это две проблемы, с которыми фотографы сталкиваются ежедневно, но они помогают найти свой творческий путь и набраться опыта.

Настройка экспозиции по освещению

Этот кадр был снят в вечернее время, при низком освещении. Чтобы сохранить в фокусе все детали пейзажа, была использована закрытая диафрагма. Чтобы избежать смазывания кадра при нажатии кнопки спуска, фотоаппарат был установлен на плоский камень, а спуск был произведен по таймеру

Экспозиция и ISO

Настройки ISO влияют на чувствительность сенсора камеры к свету. Так, мы можем экспериментировать с экспозицией: на пример, если мы снимаем движущийся объект или просто хотим избежать эффекта вибрации камеры (дрожащих рук), то нам нужно увеличить скорость выдержки. Компенсировать ее мы можем, увеличив значение светочувствительности (ISO). Вибрации камеры проявляются на снимках, когда мы используем выдержку, достаточно длительную для того, чтобы зафиксировать их. Чтобы избежать этой неприятности, используйте минимально возможную выдержку.

Значит ли это, что если мы производим съемку при низкой освещенности, нам достаточно увеличить значение ISO, чтобы получить качественный кадр? Теоретически да, однако при увеличении ISO на снимках начинает проявляться шум. Он выражается в зернистости, пикселях с искаженными цветами и особенно заметен на однотонных участках фотографии. Его часто сравнивают с шумом, который получается при черно-белой съемке с высоким значением ISO, однако в этом случае шум придает снимку характерную атмосферу. На цветных снимках лучше избегать подобного эффекта.

Какие настройки использовать?

На современных зеркальных фотокамерах используются сенсоры с низким уровнем шума, сравнимые с теми, что ставят на компактные фотоаппараты, поэтому зачастую шум очень трудно заметить при значениях ISO 400 (иногда 800). Рекомендуем использовать наименьшее приемлемое значение ISO. При съемке со слабым освещением лучше использовать штатив и длительную выдержку; если же это невозможно, тогда можно увеличить ISO, так как фотография с шумом все же лучше, нежели размытый снимок.

Какие настройки использовать?

При увеличении ISO уровень шума на фото растет. Большая картинка сделана с ISO 100 (выдержка 1/80 секунды), далее идет серия снимков с увеличением ISO и скорости выдержки, на которых наглядно видно, к чему это приводит

Съемка для HDR

Концепция снимков НЮР (расширенный динамический диапазон) заключается в том, что одна и та же сцена снимается с разными настройками экспозиции, а затем снимки комбинируются, чтобы в итоге получилось изображение с полным тональным диапазоном — от яркого света до черной тени. С появлением доступных цифровых фотокамер и программ для обработки изображения, она стала популярнее, чем когда-либо. Программы используют так называемый процесс тонального отображения, который позволяет получить на мониторе приблизительное представление снимка с расширенным динамическим диапазоном, который иначе выходит за пределы собственного динамического диапазона монитора. Результат может варьироваться от сильно стилизованного до натуралистического.

Идея-фикс

Сайт Енджуна Ку (koo.im), где выставляются узнаваемо четкие, полные свежести уличные портреты одетых с иголочки модников, стал настоящей Меккой для блогов о моде.

Ку использует фикс-фокал — объектив с заданным фокусным расстоянием, без трансфокации («зума»). Можно подумать, что это ограничивает возможности, но у фикс-фокалов есть и ощутимые преимущества.

«Стандартное» не значит «никакое»

Между малым и большим находится волшебная область «стандартного» фокусного расстояния. Название звучит уничижительно. Попросту говоря, это и не слишком широкий угол, и не «телевик».

В документальной фотосерии «Отдерни штору» Мьюзи Квоусон рассказывает о жизни молодой женщины по имени Аманда. Но вместо того, чтобы фотографировать Аманду время от времени, Квоусон действительно к ней подселилась и проводила целые месяцы, запечатлевая все стороны ее жизни.

Снимайте для последующей обработки

Всегда старайтесь получить хорошее изображение еще до обработки, но помните и о том, что можно обработать фото постфактум. Удаление нежелательных элементов и пятен, а также объединение двух снимков можно быстро и просто сделать при помощи практически любого графического редактора. Поэтому даже если в погоне за идеальным кадром вам кажется, что все сговорились против вас, подумайте о том, какие правки можно внести на компьютере и какие снимки нужны вам для получения желаемого результата.

Эффект «телевика»

Здесь с помощью телеобъектива Рене Бурри запечатлел группу мужчин, прогуливающихся на манер «Одиннадцати друзей Оушена» по крыше небоскреба в Сан-Паулу. Какова бы ни была цель встречи, никто не сможет подслушать их разговор.

Исследуйте объект съемки

Мы уже узнали, как, изменяя высоту и угол обзора камеры, можно получать разнообразные новые ракурсы одного и того же объекта. Но важно также исследовать объект и фотографировать его части, так как такие кадры могут лучше выявить и передать его суть, нежели удаленный снимок всего объекта или сцены. Найдите такую деталь, которая может быть упущена из вида. Это позволит не только внести разнообразие в серию снимков, но может также упростить их, зачастую создавая более сильную композицию.

Вы шпион?

Телеобъективы (с большим фокусным расстоянием) снижают риск, что вас съест дикий зверь, поглотит пламя, смоет цунами, собьет с ног вылетевший мяч или потащит в суд кто-то возмущенный. И все это потому, что сквозь телеобъектив отдаленные предметы кажутся ближе. Но телеобъективы заслуживают того, чтобы рассказать о них подробнее.

Композиция -вещь ключевая

Широкоугольные объективы часто используются при съемке пейзажей, так как позволяют охватить обширные виды. Но здесь есть и обратная сторона. Поскольку малые фокусные расстояния увеличивают видимую длину, интересные точки в кадре, которые невооруженному взгляду предстают достаточно близкими, внезапно становятся незначительными деталями, теряются посреди масштабной композиции.

Варьируйте ракурс

Один из самых простых способов улучшить ваши навыки фотографирования — это снимать больше. Большое количество кадров не гарантирует, что вы получите хороший результат, но может ускорить процесс обучения. Однако мало толку от многократной съемки объекта с одной и той же позиции. Вам надо работать над поиском новых точек зрения на один и тот же объект. Варьируя дистанцию и угол зрения, вы меняете не только ракурс, но и такие элементы композиции, как освещение, фон и передний план.

Контекст решает все

Постановочные фото Холли Андрее — где-то на грани между воспоминанием и выдумкой. Обратите внимание, как благодаря широкоугольному объективу на этом снимке предстает необычайно обширная панорама. Это позволяет включить в композицию больше элементов, которые, в свою очередь, складываются в сюжет — хотя и двусмысленный.

Учитывайте расположение объекта

Когда вы выбрали объект и нашли выгодную позицию, следующее, что вам нужно решить, — как разместить элементы в кадре. Какой бы заманчивой ни казалась идея поместить главный объект съемки в середине кадра, вы часто можете обнаружить, что более динамичный и интересный снимок получится, если главный фокус будет в стороне от центра.

Мир сквозь объектив

Мир сквозь объектив

Линзы объективов не просто приближают или отдаляют видимые предметы.

Они радикально меняют ваши взаимоотношения с объектом съемки и даже вашу манеру снимать.

Посмотрите «Окно во двор» Хичкока, и вы поймете, о чем я. Фоторепортер, сломав ногу, становится узником собственной квартиры. Его увлекают возможности телеобъектива. Сидя в инвалидной коляске, он получает доступ к внешнему миру через объектив, но только в качестве наблюдателя, и постепенно слежка за ничего не подозревающими соседями становится его навязчивой страстью.

В зависимости от веса объектив может дать вам большую или меньшую свободу перемещения. В зависимости от размера — сделать вас очень заметным или, наоборот, совсем неброским. В зависимости от силы увеличения — сделать вас активным участником или, наоборот, отдаленным наблюдателем.

У каждой из этих особенностей есть свои достоинства и недостатки. Также, как мы вскоре убедимся, объектив способен исказить ощущение пространства на фотографии и сдвинуть в ней акцент. Но что еще более важно — от объективов напрямую зависит результат вашей съемки, так как для разных объектов требуется разная оптика.

Базовые визуальные эффекты от различных объективов. Но сначала давайте разберемся в основной терминологии.

Кадр из фильма «Окно во двор» Альфред Хичкок / Роберт Бёркс 1954

Оптический жаргон

Трансфокаторы и фикс-фокалы

Объективы делятся на два вида. В одних предусмотрен «зум», приближение и удаление, поэтому они называются зум-объективами, а также трансфокаторами («перефокусирующимися»). В других этой возможности нет. Они называются фикс-фокалами, поскольку фокусное расстояние у них фиксированное.

Фокусное расстояние

Измеряется в миллиметрах и бывает малым (коротким) и большим (длинным). Малое фокусное расстояние дает широкоугольный эффект, при котором предметы на снимке кажутся дальше. Большое — дает эффект телеобъектива, при котором предметы кажутся ближе.

Поле изображения

Так говорят о том, какая часть окружающего мира видна через объектив. У широкоугольных объективов малое фокусное расстояние и широкое поле изображения.

Большое фокусное расстояние Узкое поле изображения (с малым фокусным расстоянием) поле изображения шире. У телеобъективов (с большим фокусным расстоянием) поле изображения сужено.

Размер матрицы

Одно и то же фокусное расстояние на разных фотоаппаратах дает разные результаты. То, что для одной модели кажется большим фокусным расстоянием, на другой выглядит так, будто снято на телеобъектив. Связано это с разными размерами светочувствительных матриц у современных фотоаппаратов. Если вы хотите узнать об этом подробнее, рекомендую воспользоваться Интернетом, но будьте готовы к длинным техническим выкладкам.

Разобравшись в том, как размер матрицы влияет на фокусное расстояние, вы не станете лучше снимать (зато получите авторитет среди местной фототусовки). И все же неплохо иметь представление о том, какой эффект создают различные фокусные расстояния на вашем собственном фотоаппарате. Вот таблица, с которой можно сверяться.

Мир сквозь объектив

Днем с огнем

Должно быть, эта фотомодель специализируется на рекламе купальников, а не маникюра, раз вот так запросто подставляет палец пролетающей мимо чайке.

Этот снимок так «наэлектризован», потому что Элейн Константин использует вспышку при дневном свете, или «заполняющую вспышку». Она выделяет героиню на переднем плане и придает снимку удивительную энергию.

Ищите диагонали

Поскольку большинство фотографий имеют прямоугольную форму, диагональные линии играют чрезвычайно важную роль при построении композиции кадра. Горизонтальные и вертикальные линии, хоть они и могут стать основой кадра, параллельны границам, а значит в какой-то мере предсказуемы и статичны. Диагональ же не может следовать за границей кадра, а значит, создает визуальное напряжение, добавляет динамику и движение ведя за собой взгляд зрителя через фото.

Свет без любви

Женщина в одной белой сорочке бежит босиком по захламленному проулку. Ракурс съемки низкий, кадр перекошен. Напряженный момент застыл в крикливом свете вспышки, который бросается вслед за женщиной, подобно маньяку.

Ищите вертикали и горизонтали

Линии, настоящие или воображаемые, являются фундаментальной частью композиции. Они могут связывать воедино изображение, руководя взглядом зрителя, и в то же время создавать динамическое разделение, разбивая его на отдельные части. Вертикальные линии, такие как деревья, высокие здания и стоящие фигуры, придают изображению силу и мощь. Чаще всего их предпочтительнее снимать в вертикальном формате, чтобы подчеркнуть высоту. Горизонтальные линии придают изображению спокойствие, но старайтесь не располагать их в середине кадра.

Смотрите на форму и очертания

Пожалуй, фигура является наиболее важным элементом, определяющим субъект, но важно различать трехмерную фигуру (форму) и двухмерную фигуру (очертания).

В любом типе фотографии важно подчеркнуть фигуру объекта, иначе в итоге у может получиться безжизненная картинка. Лучше всего о трехмерности изображения нам говорят тени: если какие-то поверхности находятся в тени, а другие освещены, мы понимаем, что они находятся под разными углами к источнику света. Круглые поверхности, в свою очередь, распознаются по градиентному изменению тона. Контуры могут быть подчеркнуты с целью изобразить предмет с графической простотой, однако при этом информация о форме может быть потеряна. Классическим примером фотографии, подчеркивающей контур, является силуэт, но то, как объект будет идентифицирован, зависит от ракурса. Так, лицо лучше распознается в профиль, чем анфас.


Тени на башнях делают очевидным, что это фотография французского замка не нарисованная иллюстрация волшебной сказки. Легкая градация теней между светлым и темным помогает отличить круглые башни от квадратных

Комбинируя боковое освещение с однородным фоном, можно показать и форму, и очертания на одном и том же снимке.

Эффективность подчеркивания фигуры как композиционной стратегии зависит от ракурса. На этих двух снимках необычный ракурс придает композиции юмор, но бесполезен сточки зрения идентификации животного. Профиль дает понять, что перед нами южный белый носорог

Ищите текстуру

Текстура дает представление о том, каков объект на ощупь. Текстура помогает отличить гладкое от шершавого, перья от меха. Эту информацию дает нам ощущение поверхности.

Поскольку текстура может быть обнаружена только в миниатюрном масштабе и при хорошем разрешении, для лучшего ее подчеркивания нужно максимально приблизиться к объекту, иначе текстура может потеряться.

Контрастный свет на участке листа подчеркивает шероховатую поверхность гигантского, похожего на ревень пресноводного растения «гуннера рукавчатая»

Манипуляциями с изображением можно намеренно подчеркнуть текстуру объекта. Соцветие цветной капусты имеет многогранную поверхность, которая отлично смотрится на фото. В данном случае, чтобы акцентировать на ней внимание, белая часть кочана была выделена с помощью программы для обработки изображений

Текстура является важным элементом при портретной съемке, поскольку помогает через гладкость кожи или наличие морщин передать возраст человека. В одних случаях вам захочется выделить черты лица на портрете, в других натурщик может заплатить, чтобы вы их сгладили

Не только красный цвет шеи индейки привлекает внимание, но также и ее морщинистая поверхность

Ищите узор

Из всех структурных элементов композиции меньше всего, пожалуй, ценится узор. Дело в том, что узор можно найти практически во всем, что нас окружает, а не только на обоях, плитке и одежде. Узор можно найти в природе; также это и кирпичная стена, и полки в супермаркете. Узор является настолько распространенным явлением, что мы его часто даже не замечаем. Именно то, что мы так комфортно воспринимаем узор, делает его отличным союзником при построении хорошей композиции. Помещая в один кадр похожие или одинаковые объекты, мы можем создать заполненное, но по-прежнему достаточно простое изображение.

Непальские солдаты терпеливо ждут начала парада. Здесь нарушение упорядоченности в лице обернувшегося солдата — он привлекает наше внимание и становится главной точкой фокусировки изображения

Графическое изображение расположенных равномерными рядами шезлонгов и лежаков на пляже. Упорядоченность нарушает одинокий шезлонг и зонт в стороне от остальных

Ржавые цепи на рыбацкой пристани. Символический характер связей и яркие пятна ржавчины делают это изображение интересным для детального рассмотрения

Этот снимок сочетает органический узор из рядов тыкв и кабачков с неорганическим, образованным гравием на переднем плане и кирпичной стеной на фоне

Экспериментируйте с форматом

Зеркальные цифровые фотоаппараты сконструированы так, чтобы снимать в горизонтальном (или альбомном) формате. Тем не менее, они также прекрасно работают, если повернуть их на 90° и снимать в вертикальном (или книжном) формате, что стоит делать довольно часто, даже с объектами, которые традиционно принято снимать горизонтально. Поначалу это может казаться неудобным, однако через некоторое время вы привыкнете.

Жесткий свет создает глубину

Орегон Ли Фридландер 1997

В черно-белых фотографиях Фэй Годвин воспеваются изменчивые небеса и пейзажи Британских островов. Избегая слащавой фальши открыток, Годвин снимает картины загородной жизни, в которую вторгается промышленность — как старинная, так и современная. Здесь острые камни собрались в круг, как будто чинно совещаются уже три с половиной тысячи лет.

Наблюдая за тенями, можно узнать все о свете. Они показывают, с какой стороны он падает и насколько интенсивен. На этом снимке, сделанном сразу после дождя с градом, сквозь облака пробивается полоса жесткого солнечного света, создавая черные тени с бритвенно-острыми краями.

Четкие, внушительные тени, неотъемлемо сопровождающие жесткий свет, создают глубину и трехмерность.

Тени акцентируют зазубренность камней и выделяют их углы. Это заставляет камни словно бы ожить, делает их реальнее. Становится видно, что все они разные; у каждого свой характер, своя история.

Всего через пару мгновений свет поменялся бы и тени исчезли.

Но все же освещению не обязательно быть столь драматичным, чтобы получился захватывающий пейзаж. Как вы убедитесь, перелистнув страницу, мягкий свет способен создать нечто не менее захватывающее, хотя и иного свойства.

Калланиш после дождя с градом, Льюис Фэй Годвин 1980

Жесткий свет создает контрасты

Жесткий свет падает с одной стороны; его обычно отбрасывает прожектор или яркое солнце. Одной из самых известных особенностей жесткого света являются резкие контрасты.

Фотограф Трент Парк использует их, чтобы превращать урбанистические пейзажи в нечто менее привычное. Здесь жесткий свет прорезает город и создает светящийся островок, на котором двое людей напоминают потерпевших кораблекрушение. Но с ночлегом и провиантом у них все в порядке: мотель и ресторан фастфуда попали вместе с ними на яркую сторону.

Жесткий свет выделяет все, на что падает, оставляя все прочее в темноте.

С помощью контрастов, создаваемых жестким светом, можно упростить композицию или сделать ее более абстрактной. Именно это мы и можем здесь наблюдать. Тени складываются в большие области черного, в которых избыточные детали скрыты. Это, в свою очередь, привлекает взгляд к ярким участкам.

Из-за неравномерности жесткого света с ним бывает тяжело работать — какие-то детали неизбежно теряются. Вот еще один случай, где приходится кстати экспокоррекция. Прокручивайте в сторону «+», чтобы извлечь детали из теней, и в сторону «-», чтобы добавить детальности «светам».

Хейнли-стрит, Аделаида Трент Парк 2006

Жесткий свет суров

Для фотографа Ли Фридландера брутальность жесткого света стала едва ли не зависимостью. Многие его композиции с городскими улицами, обочинами шоссе, американскими пейзажами и им самим — головокружительно налетающее пространство геометрических линий, выкроенных всесильной светотенью.

Это один из наиболее агрессивных автопортретов Фридландера. Его палец нажимает на кнопку спускового тросика так, словно это детонатор. И присмотритесь к освещению: глядя прямо против света, Фридландер заставляет тени от своей фотоаппаратуры падать прямо на него, а на светлом участке, привлекая внимание, оказался его отблескивающий сталью левый глаз. Уместно будет заключить, что вот так выглядит Фридландер в дурном расположении духа.

Жесткий свет драматичен. Он создает режущие тени и сильные световые акценты, неумолимо отображающие все как есть.

Если вы снимаете чей-то портрет и хотите ему польстить, всегда избегайте жесткого света. Фридландер не из тех, кто льстит. Его фотоэксперименты со светом, пространством и линиями дают миру новый облик, менее привычный и гораздо более захватывающий.

Орегон Ли Фридландер 1997

Мягкий свет более равномерен

Маклин, Вирджиния Джоэл Стернфелд Декабрь 1978

Если жесткий свет бьет наотмашь, то мягкий — что-то вроде массажа.

На снимке Райана Макгинли юноша держит аллигатора. Но вместо напряженной драматичности снимок пронизан ощущением покоя. Хватка больше похожа на объятия, а черно-белая гамма добавляет оттенок меланхолии. Но по-настоящему диктует настроение снимка именно мягкий свет.

Мягкий свет менее интенсивен, и разница между яркими участками и тенями не столь резка.

Тем не менее, мягкий свет тоже создает тени, так как зачастую, как и жесткий, падает с одной стороны. Но эти тени далеко не столь черны и броски. Вместо кромешной тьмы в них по-прежнему хорошо видны детали. От этой большей равномерности изображение воспринимается «медленнее», располагает к задумчивости.

Чтобы смягчить свет, его нужно рассеять. В фотоателье для этого используется нечто под названием «софтбокс». В повседневных условиях, когда свет не удается полностью контролировать, избегайте прямых источников сильного света-таких, как прожекторы, вспышка или яркий солнечный свет.

Уэс (Аллигатор) Райан Макгинли 2010

Мягкий свет льстит

Вместо того чтобы набрасываться, мягкий свет ласкает

Ричард Лиройд с помощью мягкого света создает портреты, исполненные глубокой задумчивости. Обратите внимание, как на этом снимке тени описывают кривые вдоль тела, причем края их медленно расплываются вместо того, чтобы резко оборваться. Таков эффект очень мягкого, «рассеянного» света.

Приближайтесь

Хороший способ избавиться от ненужных и отвлекающих деталей — это «приблизиться». Такова была мантра знаменитого военного фотографа Роберта Капы, и это отличный совет. Сейчас, благодаря достижениям современных технологий, большинство зум-объективов способны обеспечить хорошее качество изображения, поэтому вы всегда можете приблизиться вплотную к объекту съемки. Опять же, если вы все еще недостаточно близко, вы можете использовать свои ноги.

Упрощаем сцену

Есть несколько конкретных советов, которые стоит держать в уме, выбирая композицию для вашего фото, и «не усложнять» является одним из главных. Если вы, как и многие другие новички в фотографии, склонны фотографировать все, что видите перед собой, вероятнее всего, вы в конце концов будете разочарованы получившимися снимками из-за того, что им недостает акцентов.

Свет — это то, что вы снимаете

Его не возьмешь в руки. Об него не споткнешься. Его не погладишь. Свет — неосязаем. Но чтобы получались отличные фотографии, нужно научиться представлять себе свет как предмет — вечно ускользающий предмет-оборотень.