Домой Блог

Использование вспышки

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Все цифровые зеркальные фотокамеры имеют встроенную вспышку, которая может быть использована в любой момент, и это ее главное преимущество, так как по силе света она, конечно, не может сравниться с большими по размеру съемными вспышками.

Когда вы снимаете в одном из базовых режимов (за исключением режимов «Без вспышки», «Спорт» и «Пейзаж»), вспышка автоматически срабатывает при слабом освещении или подсвеченных контровым светом объектах. Радиус действия вспышки возрастает при закрытии диафрагмы, а также при увеличении ISO.

Матричный режим экспозамера

Типичный пример фотографии со встроенной вспышкой: она сработала автоматически при слабом освещении. В результате мы видим отражение вспышки в солнечных очках, а также жесткий свет вспышки, падающий на девочку

Матричный режим экспозамера

Заполняющая вспышка на этом примере полностью преобразила фотографию. Фото снято дерево на берегу при слабом рассеянном свете, не несет почти никакой выразительности.

Матричный режим экспозамера

Фото где была использована вспышка, выглядит куда более эффектно

ЗАПОЛНЯЮЩАЯ ВСПЫШКА

Ранее мы уже обсудили, что встроенная вспышка камеры автоматически срабатывает при слабом или контровом освещении даже в том случае, если сцена не нуждается в дополнительном месте. Однако если настраивать экспозицию по яркому фону при заднем освещении, объект съемки получится недодержанным. Поэтому чтобы сбалансировать свет, который находится сзади объекта, и свет, который падает на него, камера задействует заполняющую вспышку.

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПОЛНЯЮЩЕЙ ВСПЫШКИ

Встроенная вспышка также очень помогает, когда жесткий свет (как правило, когда солнце высоко над головой) падает на лицо модели, образуя малопривлекательные тени на нем. В этом случае не очень яркая вспышка помогает убрать их и сделать ровным освещение лица.

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

Когда солнце светит ярко, вспышка помогает сгладить тени на лице, главное — не переборщить с ее яркостью

Матричный режим экспозамера

Заполняющая вспышка может высветить тени, когда освещение чересчур контрастное

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

Эти снимки были сделаны в полной темноте телеобъективом с фокусным расстоянием 200 мм. Как мы видим, на верхнем снимке функция подавления красных глаз была отключена, а на нижнем — включена. Разница очевидна

ПОДАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТА КРАСНЫХ ГЛАЗ

Одна из проблем, возникающих при использовании вспышки эффект красных глаз. Он появляется в результате того, что вспышка находится очень близко к объективу камеры и потоку светит прямо в глаза человеку перед объективом, проходя через зрачки и отражаясь от сетчатки. Большинство современных камер имеет функцию подавления красных глаз. Как же она работает? На камере загорается лампа, которая при плохом освещении заставляет зрачки сужаться, а так как она загорается незадолго до вспышки, то заметно снижает количество Света, проходящего сквозь зрачки. При съемке попросите того, его вы фотографируете, смотреть на эту лампу.

КОМПЕНСАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ ВСПЫШКИ

Работая в полуавтоматическом и ручном режимах, помимо прочего, вы можете регулировать яркость вспышки. Эта функция называется компенсация вспышки. Найдите эту функцию на вашей камере, и в видоискателе вы увидите шкалу яркости вспышки от +2 до -2 с символом компенсации экспозиции вспышки. Измените ее согласно своей задумке.

Матричный режим экспозамера

Без компенсации вспышки

Матричный режим экспозамера

С компенсацией вспышки+2

Матричный режим экспозамера

С компенсацией вспышки-1

При использовании встроенной вспышки чаще настраивают компенсацию вспышки в меньшую сторону, чтобы сделать ее свет не таким жестким.

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

Как мы видим, без заполняющей вспышки статуя на фото почти черная, но если включить неяркую вспышку, зафиксировать ее и сделать повторный снимок, результат будет более удовлетворительным

ФИКСАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ ВСПЫШКИ

Фиксация экспозиции вспышки очень похожа на обычную фиксацию экспозиции (AEL). Вам необходимо активировать вспышку, нажав на соответствующую кнопку, навести камеру на объект съемки, затем нажать на кнопку AEL. Сработает вспышка, и камера запомнит необходимую для этой экспозиции мощность вспышки. Теперь вы можете менять ракурс и делать снимок: вспышка сработает и осветит объект съемки как нужно, даже если объект не находится в центре кадра.

СЪЕМНАЯ ВСПЫШКА

Сейчас для любой модели камеры можно купить съемную вспышку, которая крепится сверху на камеру в крепление, так называемый «башмак». Если вы часто пользуетесь встроенной вспышкой, рекомендуем вам обзавестись съемной, так как она более мощная и более гибкая в работе.

Матричный режим экспозамера

Съемная вспышка 430ЕХ II Speedtite подходит ко всем фотоаппаратам Canon. Она может производить более мощный свет, чем встроенная, а также обладает большим количеством настроек, которые помогут вам сделать ваши снимки более естественными

ОТРАЖЕННАЯ ВСПЫШКА

Со съемной вспышкой вы также сможете воспользоваться эффектом отраженной вспышки. Ее «голова» поворачивается во все стороны, что дает вам возможность не направлять вспышку прямо на объект, а направить ее на большую ровную и светлую поверхность, например потолок или стену, откуда на объект попадет уже более мягкий и рассеянный свет. В результате вы получите кадр с более реалистичным светом и цветами.

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

При съемке со встроенной в вышкой получается жесткий свет, из-за которого на объекте образуются световые пятна (вверху). Если не направлять вспышку прямо на объект, а отражать ее от потолка, то в результате получится более естественное фото (внизу)

МЕДЛЕННАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ ВСПЫШКИ

Медленная синхронизация вспышки, как правило, используется при съемке ночных портретов, если вы хотите, чтобы фон имел такую же экспозицию, как и объект съемки. В режиме приоритета диафрагмы нажмите на спуск: сработает вспышка, камера захватит объект съемки, а затем продолжит настраивать экспозицию для темного заднего плана. При этом важно, чтобы камера была зафиксирована на штативе, иначе из-за длительной выдержки снимок будет размытым.

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

Штатив и медленная синхронизация вспышки понадобились, чтобы на этом снимке был виден не только интерьер, но и вид из окна

Матричный режим экспозамера

На этом энергичном снимке заметно использование длительной выдержки, так эк светящиеся предметы размыты. Девочка же, напротив, отображена достаточно четко. Эффект потрясающий

КРЕАТИВНАЯ МЕДЛЕННАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ

Обычно медленную синхронизацию вспышки используют, чтобы сбалансировать экспозиции для переднего и заднего плана. Длительная выдержка в сочетании с медленной синхронизацией позволяют добиться результата, когда фон размыт, а объект съемки, освещенный вспышкой, виден достаточно четко: Фазу видно, что именно поймал в кадр взгляд фотографа.

СИНХРОНИЗАЦИЯ ПО ВТОРОЙ (ЗАДНЕЙ) ШТОРКЕ

Медленная синхронизация дает много возможностей при съемке движущихся объектов, однако у нее есть и свои минусы. Например, когда вы снимаете объект, движущийся перед камерой по прямой линии вдоль, с медленной синхронизацией вы получите четко запечатленный объект съемки и его след, который, несомненно, появится из-за длительной выдержки, что делает фотографию как минимум не очень естественной. Чтобы этого избежать, во всех зеркальных камерах есть функция, называющаяся синхронизацией по второй (задней) шторке, которая заставляет вспышку срабатывать не в начале экспозиции, а в конце, фиксируя объект уже в конце его движения. Вы можете настроить эту опцию в меню камеры.

Матричный режим экспозамера

При использовании медленной синхронизации следы фар мотоцикла появляются впереди него самого — интересный, но нежелательный результат

Матричный режим экспозамера

Здесь мы видим, как предыдущий снимок должен был  оглядеть при использовании синхронизации по второй (задней) шторке

Матричный режим экспозамера

Фотографируя падающие фишки для покера, мы использовали длительную выдержку в 2 секунды и сделали два варианта с синхронизацией вспышки по первой и по второй шторке. Здесь вы видите результат снимка с синхронизацией по второй (задней) шторке

Съемка в «ВЫСОКОМ КЛЮЧЕ» и «НИЗКОМ КЛЮЧЕ»

Фотографии, на которых преобладают светлые и просто белые тона с легкими и редкими вкраплениями темных, называются  «высокий ключ». Если вы фотографируете не в студии, где можете полностью контролировать все условия съемки, то возможность сделать хорошее фото в высоком ключе часто зависит от удачи. Для пейзажей в высоком ключе лучше всего подходят песчаные пляжи, поля покрытые снегом, даль, подернутая дымкой, и мягкий серый свет, проходящий сквозь облака.

Матричный режим экспозамера

Фото в высоком ключе часто, но не всегда, делают черно-белыми. Вы можете настроить свою камеру на черно-белую съемку или делать цветные кадры в raw, а затем переводить их в черно-белые при постобработке

Матричный режим экспозамера

Недавно выпавший снег в сочетании с серым зимним небом- идеальное сочетание для фото в высоком ключе. Здесь мы видим следы, ведущие к черной полосе деревьев и изгороди, которые в свою очередь добавляют пейзажу глубины

Матричный режим экспозамера

Этот портрет демонстрирует два основных качества снимков в высоком ключе: светлые тона и высокая четкость, и при этом же стоит беспокоиться о передержанных участках фото. Этот снимок — результат экспокоррекции на +2EV, а также осветления при постобработке

СЪЕМКА В «НИЗКОМ КЛЮЧЕ»

Если при съемке в высоком ключе преобладают светлые тона, придающие композиции легкость и воздушность, фотографии в низком ключе богаты темными тонами для создания противоположной — мрачной и задумчивой атмосферы.

Штормовая погода с нависшими над землей грозовыми облаками, порывы ветра — все это прекрасный фон для фото в низком ключе. Недодержка поможет вам усилить ощущение мрака и тьмы на таких фотографиях: не бойтесь, если тени на фото выглядят слишком темными — это лишь подчеркнет мрачную природу. Также съемка в низком ключе подходит для создания тематических портретов, как высокий ключ подходит для портретов детей.

Матричный режим экспозамера

Темные тона этой фотографии, сделанной через окно часовни, добавляют ей мрачности

Матричный режим экспозамера

Классическое фото в низком ключе: бушующее море, низко висящие грозовые облака. Для большего эффекта экспозиция была скомпенсирована на-2EV

Матричный режим экспозамера

Экспозиция этой фотографии в низком ключе была настроена по точке, где трава еще хорошо различима, чтобы ее текстура добавила фотографии эффектности

НАСТРАИВАЕМСЯ НА СВЕТЛОЕ

Как мы уже знаем, самое сложное для камеры — передать все детали сцены с высоким динамическим диапазоном (HDR). Даже современные технически хорошо оснащенные камеры не всегда справляются с этим, особенно когда необходимо передать и глубину теней, и всю яркость светлых участков.

Когда вы сталкиваетесь с такой проблемой, у вас есть несколько вариантов ее решения:

1) Если проблема в высокой яркости неба, то вам поможет градиентный фильтр, надетый на объектив.

2) Вы можете сделать несколько снимков с настройкой экспозиции на светлые и на темные участки, а затем объединить их на компьютере в HDR.

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

Если настроить экспозицию по двум ярким участкам — лодке и по небу, снимок получится слишком темным , а если настроить экспозицию по фону, то передержанным

Настройка по ярким участкам по крайней мере оставляет вам возможность добиться нужного эффекта при постобработке ели ни один из этих вариантов не подходит вам, тогда оста-ет я только настроить экспозицию по светлым участкам, используя точечный или частичный замер и фиксацию экспозиции. Проверьте результат на ЖК-дисплее камеры: у вас должно получится четкое, детальное изображение светлых участков и практически черные тени. Если вы снимаете в RAW, то вы сможете вытянуть слишком темные участки при постобработке  в то время как засвеченные участки скорректировать не получится.

Конечно, из данного правила есть исключения, например, когда площадь светлых участков невелика по отношению к темным, однако в целом, когда контраст сцены слишком высок, чтобы датчик камеры смог его полностью передать, настраивайтесь по светлым участкам.

НАСТРОЙКА ПО ПРАВОЙ ЧАСТИ ГИСТОГРАММЫ

Возможно, вам покажется, что этот совет тот же, что и предыдущий, однако между ними есть очень тонкие и важные различия. Итак, почему же нужно настраиваться именно по правой стороне гистограммы, которая содержит информацию о светлых участках? Действительно, можно настроить экспозицию по левой части: если вы сделаете это достаточно точно, в соответствии с условиями съемки, будет лучше, так как передержка и настройка по правой части гистограммы усиливает шумы в темных участках кадра, где они наиболее заметны, особенно при обработке фото на компьютере.

Настройка экспозиции по правой части гистограммы работает тогда, когда вы делаете снимок с большим количеством темных участков, планируя осветлить их при постобработке. Снимайте в RAW, так как данный формат файла содержит гораздо больше цветовой информации — до 14 бит. Для начала откройте .raw-файл в вашем конвертере и сделайте его гистограмму более равномерной, затем можете приступать к редактированию. В результате вы получите фотографию с меньшей передержкой светлых участков и меньшим уровнем шума в темных.

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

Эта последовательность кадров показывает, как улучшить соотношение сигнала к шуму в темных участках кадра, настраиваясь по правой части гистограммы и не урезая светлые участки. Первый снимок демонстрирует высокую контрастность, но при этом он слишком темный, а при попытке осветлить его получается слишком много шума и искаженные цвета. Второй снимок был настроен по правой части гистограммы и вышел немного передержанным. Его преимущество в том, что, в отличие от предыдущего снимка, уровень шума не повысился при постобработке

ЭКСПОЗИЦИЯ И ПОСТОБРАБОТКА

При съемке не всегда удается настроить до конца правильную или желаемую экспозицию: особенно часто это бывает при съемке сцен с высоким динамическим диапазоном (HDR). В таком случае нам на помощь приходят компьютерные программы по обработке изображения.

Наиболее распространенная задача — сфотографировать пейзаж с ярким небом без недодержки на объектах. Этого можно добиться во время съемки, установив на объектив градиентный фильтр нейтральной плотности, а можно после съемки с помощью специальных компьютерных программ.

Матричный режим экспозамера

Если вы фотографируете в RAW, у вас есть возможность открыть ваш снимок, выставить экспозицию по небу, сохранить эту версию, затем снова открыть начальный файл, выставить экспозицию по земле, сохранить и его, а после этого объединить HDR

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

Ситуация, с которой сталкивались все фотографы: при настройке экспозиции по яркому небу получается слишком темный передний план, а при настройке по переднему плану получается слишком яркое небо. Самое простое решение проблемы — соединить два снимка с различными настройками экспозиции. Есть и другой вариант – брекетинг.

Рекомендуется при этом использовать режим серийной съемки, чтобы избежать размытия движущихся объектов

Съемка при слабом освещении

Существует множество удачных ситуаций для съемки в условиях слабого освещения — от смешанного света ночного города до сельской местности. Главное — правильно настроить экспозицию: если вы передержите снимок, то свет, который вы пытались поймать, растворится, а если недодержите, то фото получится до такой степени темным, что вы вряд ли что-то на нем , различите.

Матричный режим экспозамера

Эта фотография была сделана в начале зимы. Угасающее солнце оставило на горизонте след в виде бледно-оранжевой полосы, которая заглушает цвета остальных предметов.  Это создает очень утонченную композицию

СЛАБОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И ШУМ

Шум  частый спутник съемок со слабым зеве пением, так как он наиболее заметен именно в темных участках кадра. Чтоб- избежать его, используйте минимально приемлемое значение ISO, а также максимально короткое из возможных значений выдержки и штатив — так снимок не будет темным и размытым.

Матричный режим экспозамера

На этом фото не какой-нибудь огромный мегаполис, а обычный небольшой городок: в таких достаточно интересных местах вы сможете сделать запоминающиеся фотографии

ЛУННЫЙ СВЕТ

При съемке в лунном свете обычно мы ожидаем получить тусклые, мрачные, бесцветные снимки, однако поначалу у вас могут выйти довольно яркие фотографии с насыщенными цветами. Все дело в том, что когда вы фотографируете при луне, камера настраивает экспозицию так, чтобы на сенсор попало столько же света, сколько попадает обычно при дневной съемке. Поэтому вам придется скорректировать экспозицию на -1 или -2EV, чтобы получились те фотографии, которых вы ожидаете. Другим сюрпризом для вас может стать насыщенность цветов. Дело в том, что сенсор камеры различает цвета при любом освещении, а человеческий глаз — нет, поэтому чтобы снимки соответствовали вашему восприятию, понизьте насыщенность перед съемкой или в процессе постобработки.

Матричный режим экспозамера

Чтобы сфотографировать Луну в небе, выбирайте телеобъектив с длинным фокусным расстоянием, при котором Луна займет достаточно большую часть кадра. Яркость лунного света позволит вам использовать не столь длительную выдержку, примерно 1/250 секунды, однако снимайте строго со штативом

Фотографируя Луну

Чтобы Луна на фотографии соответствовала привычному размеру, фокусное расстояние объектива должно быть как минимум 400 мм. Как правило, удачных моделей размер Диафрагмы довольно мал, поэтому в основном экспозиция настраивается за счет скорости выдержки. При этом необходимо учитывать скорость движения Луны, которая смещается на  ли свой диаметр каждые две минуты. Таким образом, при выдержке 31секунду и медленнее с объективом 400 мм фото получится размытым.

Матричный режим экспозамера

Если Луна — единственный относительно яркий объект в кадре, не настраивайте экспозицию по окружающим предметам: снимок будет передержанным. Это не доставит проблем, если Луна занимает небольшое место в кадре

МОЛНИИ

Самое трудное при съемке молнии — предсказать, в каком месте и когда она появится. Однако, здесь есть один секрет: как правило, молнии появляются вокруг одного и того же места на небе, поэтому если вы заметили вспышку один раз, можете смело ожидать ее там же, а вместе с ней — и потрясающие фотографии.

Если вы снимаете молнии днем, настройка экспозиции — задача чрезвычайно трудная. Вам придется использовать штатив и дистанционный спуск, а также настроить экспозицию по окружающему освещению и сделать экспокоррекцию на 1-2 EV в зависимости оттого, насколько близко вы будете к молнии. Также вам пригодится интуиция и быстрая реакция, чтобы нажать на спуск сразу, как только вы ее увидите.

Матричный режим экспозамера

Удачная съемка молний днем зависит от двух умений: угадать, где появится следующая молния, и успеть нажать на спуск при ее появлении

Матричный режим экспозамера

При ночной съемке молний наилучшего результата позволит добиться длительная выдержка

Лучшее время для съемки молний — ночь и сумерки: при съемке в темноте вы можете использовать длительную выдержку, не боясь испортить снимок. Однако избегайте передержки, особенно если в небе еще остались отблески дневного света: старайтесь ориентироваться по временным промежуткам между молниями, Не забудьте также выключить вспышку.

ФЕЙЕРВЕРКИ

Общие правила те же, что и при съемке молний, с той небольшой разницей, что появление фейерверков в небе легко предсказать.

Займите позицию, откуда вам откроется наилучший вид, однако учитывайте, что при запуске фейерверков, как правило,  выделяется много дыма, поэтому следите за направлением ветра, чтобы принесенные им клубы дыма не испортили снимки.

Дальше все проще: установите камеру на штатив и направьте  объектив в небо. Используйте фокусное расстояние, которое  позволит камере полностью охватить этот участок неба. Что до настроек диафрагмы, то необходимо, чтобы все происходящее! было в фокусе, поэтому ставим f/8 или f/16 и ждем начала представления.

Вы можете также использовать длительную выдержку: в этом случае нужно открыть затвор еще до запуска фейерверков и держать, пока они не исчезнут в небе. Задачу облегчает то, что обычно их запускают партиями, и легко догадаться, когда запустят следующую.

Матричный режим экспозамера

Тренируя свое мастерство, попробуйте между выстрелами фейерверков прикрывать объектив крышкой: это поможет вам захватить разноцветные вспышки

ГОРОДСКИЕ ОГНИ

Фотографии ночного города всегда получаются весьма эффектными: красиво подсвеченные постройки в историческом цен-ре, светящиеся небоскребы в деловых центрах и огромные освещенные рекламные щиты ближе к окраинам. Чтобы удачно сфотографировать ночной город, соблюдайте ключевые правила. Выбирайте для съемки удачное освещение, как правило, это закат, когда солнце еще не ушло за горизонт. Во-первых, это гораздо красивее, нежели город на фоне полностью черного неба, во-вторых, освещение будет более сбалансировано, и настроить экспозицию будет легче. Еще днем выберите место для съемки, откуда открывается наиболее удачный вид на город. Вам понадобится штатив и дистанционный спуск. Также советуем вам проверять каждый снимок на ЖК-дисплее камеры, чтобы при необходимости внести изменения в настройки экспозиции. Диафрагму выставляйте на f/8.

Матричный режим экспозамера

Вода всегда добавляет прелести снимкам ночного города

Матричный режим экспозамера

Постарайтесь прийти на место съемки до захода солнца

Фиксация экпозиции

Предположим, вы фотографируете нечто с ярким контровым освещением. Камера фокусируется на объекте съемки, но при этом объект не находится в центре кадра. Конечно, система экспозамера попытается решить проблему лучшим образом, однако, скорее всего, экспозиция будет настроена по яркому фоновому свету. В результате объект съемки получится недодержанным и будет выглядеть слишком темным, как на примере внизу. Чтобы избежать этого, выберите точечный или частичный экспозамер, затем наведите объектив на объект съемки и нажмите на спуск до половины, чтобы камера зафиксировала фокус.

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

Фотограф выбрал точечный режим экспозамера, настроил экспозицию по лодке, зафиксировал ее, поменял ракурс и сделал снимок

Затем зафиксируйте экспозицию, нажав на соответствующую кнопку: при этом значок фиксации экспозиции появится в видоискателе. Теперь вы можете менять ракурс и делать снимок. На нем вы увидите, что экспозиция настроена по предмету съемки.

ФИКСАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ И ПАНОРАМНАЯ СЪЕМКА

Фиксация экспозиции может пригодиться при панорамной съемке. Когда вы делаете серию снимков, камера может автоматически выбрать различные настройки экспозиции для каждого кадра, что, конечно же, неприемлемо, когда вы собираетесь соединить снимки вместе. В этом случае фиксация экспозиции поможет вам сохранить одинаковые настройки для каждого кадра.

Матричный режим экспозамера

БРЕКЕТИНГ

Брекетинг- это функция камеры, позволяющая быстро сделать несколько кадров одной и той же сцены с разными настройками экспозиции. Шаг изменения того или иного параметра вы выбираете сами: обычно это 3 различных варианта с разницей на +/- 2 ступени; возможно увеличение шага на 1/3 или 1/2 ступени. Эта функция очень полезна при съемке в условиях сложного освещения. Настройки брекетинга отражаются в окошке видоискателя камеры.

БРЕКЕТИГ И ИЗОБРАЖЕНИЯ С ВЫСОКИМ ДИНАМИЧЕСКИМ ДИАПАЗОНОМ (HDR)

Как мы уже говорили, сложнее всего снимать сцены, где большая яркость освещения сочетается с очень темными тенями: это называется «высокий динамический диапазон» (HDR). Сфотографировать такие сцены в хорошем качестве вам поможет брекетинг. Маловероятно, что датчики камеры настроят для такой сцены корректную экспозицию автоматически: скорее всего, вы получите кадр с недодержанными тенями и передержанными световыми пятнами. Получившиеся в результате брекетинга фотографии можно объединить на компьютере водно изображение с высоким динамическим диапазоном, используя специальные программы.

Матричный режим экспозамера

Стандартная экспозиция

Как мы видим по этому снимку, достаточно сложно отобразить на фото черную шерсть одного из щенков. Ни при стандартной, ни при недодержанной экспозиции не удалось добиться приемлемого результата, однако передержанная экспозиция позволила получить достаточно четкий и яркий снимок, где хорошо видно обоих щенков. Брекетш был установлен на +/-1,5 ступени.

Матричный режим экспозамера

Увеличенная экспозиция

Матричный режим экспозамера

Уменьшенная экспозиция

Матричный режим экспозамера

Это изображение было получено в результате объединения трех предыдущих с помощью специальной программы для работы с HDR — Photomatix. Используйте режим непрерывной съемки и штатив, чтобы сделать идеально подходящие друг к другу кадры. Желательно, чтобы объект съемки в это время также оставался неподвижен

ДЛИТЕЛЬНАЯ ВЫДЕРЖКА (В)

Современные зеркальные камеры обычно имеют на выбор настройки выдержки от 30 секунд до 1/4000 (а некоторые до 1/8000) секунды. Однако бывает, что даже самая длительная выдержка не позволяет достичь желаемого результата: на этот случай предусмотрен специальный режим. Он называется «ручная выдержка и обозначается в меню камеры словом «bulb» (обозначение может различаться в зависимости от модели). В таком режиме затвор фотоаппарата остается открытым, пока кнопка спуска нажата наполовину — так вы сами регулируете количество света, которое попадет на сенсор. Затвор закрывается, когда вы нажимаете кнопку полностью. Эта функция прекрасно подходит для съемки молний, падающих звезд, фейерверков, а также ночного города.

Матричный режим экспозамера

Какова желаемая длительность выдержки при съемке различных сцен? Это вы пойми» со временем

ШТАТИВ

При съемке с длинной выдержкой крайне важно использовать штатив или хотя бы ровную неподвижную поверхность, чтобы избежать вибраций камеры и нечеткости снимка. Для этих же целей желательно приобрести дистанционный спуск. Они бывают беспроводными и проводными и позволяют вам удерживать кнопку спуска в нажатом состоянии столько, сколько это необходимо. Наконец, чтобы избежать появления шумов на фото, снимайте на минимально возможном ISO, а также включите функцию подавления шума, если она есть на вашей камере.

Матричный режим экспозамера

Нажмите на кнопку дистанционного спуска еще до запуска фейерверка и удерживайте ее, пока он не погаснет. Чтобы получить оптимальный результат, повторите это 2-3 раза с различной длительностью выдержки.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Если вы не заинтересованы исключительно в студийной фотосъемке, основная часть фотографий делается при естественном освещении, единственным источником которого является солнце. Особенности естественного освещения зависят от множества факторов, например времени дня и времени года. В зависимости от времени года, времени дня, движения солнца по небу и других атмосферных явлений существует бесчисленное вариантов естественного освещения.

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

Перед нами — два снимка побережья, сделанные при естественном освещении, однако эмоции, которые вызывают эти фото, очень сильно различаются. Это зависит от местоположения пляжа, времени дня и года, а также погоды на момент съемки.

ИЗМЕНЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЯ

Наиболее очевидная характеристика естественного освещения — положение солнца на небосводе. Оно зависит от времени дня и года, а также от широты, в которой вы находитесь. Для съемки важно, под каким углом свет падает на фотографируемый объект: от этого зависит, под каким углом относительно лучей солнца следует держать камеру.

Угол, под которым лучи солнца падают на объект, влияют на то, как будут выглядеть на снимке текстуры, форма и очертания, и эти характеристики постоянно изменяются вместе с положением солнца на небе.

Матричный режим экспозамера

Солнечные лучи могут падают на поверхность Земли под разными углами и объединяются в световые «зоны». На примере этой сферы показаны основные виды освещения, с которыми вам придется столкнуться

СУМЕРКИ

Сумерки — время, когда солнечный свет, падая под очень острым углом, образует едва уловимые тени. Это прекрасное время для съемок. Самые удачные фото сумерек получаются при идеально чистом небе, на котором видны тонкие тени.

При таком слабом освещении, какое бывает во время сумерек, вы можете направлять камеру прямо на источник света, не опасаясь пересветов и появления световых пятен: в этом случае снимаемые объекты отобразятся на фото как силуэты.

В сумерки эксперименты с экспозицией дают очень разные эффекты. Если вы выберете длительную выдержку, то получите прекрасное голубое небо, но не увидите на фото цветной линии вдоль горизонта; если же вы, наоборот, выберете более короткую выдержку, то линия горизонта, подсвеченная уже скрывшимся за горизонтом солнцем, будет прекрасно видна.

Матричный режим экспозамера

Облака в сумерки отражают свет восходящего солнца: если небо затянуто тучами, то они рушат все очарование сумерек.

Матричный режим экспозамера

Чистое небо работает как отражающая поверхность солнца, которое находится за горизонтом

ВОСХОД И ЗАКАТ

В течение суток есть еще более важные промежутки времени, чем последний час перед рассветом и час перед закатом. Это, собственно, закат и рассвет, известные также как «золотые часы». Конечно, это достаточно популярный сюжет съемки, если не сказать — избитый, но почему бы вам не попробовать свои силы и в нем тоже? Параметры экспозиции при съемке в это время суток такие же, как при съемке в сумерки, но есть и отличия: не пытайтесь направлять камеру прямо на солнце, так как велика вероятность получить белый шар посреди кадра. Старайтесь спрятать солнце за объектом съемки, чтобы получить эффект подсвеченного сзади силуэта.

Матричный режим экспозамера

Во время заката небо окрашивается в глубокие цвета различных тонов и оттенков, и потому закат- прекрасный фон для любой фотографии.

Матричный режим экспозамера

Отражение заходящего солнца вводе усилит выразительность «оппозиции: этот прием использовался многими художниками XIX века, например Тернером.

УТРО И ДЕНЬ

Это время суток, безусловно, не столь яркое, как закат и восход, но, тем не менее, прекрасно подходящее для съемок. Острый угол, под которым падает солнечный свет, делает тени от предметов достаточно длинными, и это помогает передать их текстуру.

К тому же днем, когда солнце высоко, цветовая температура более нейтральна, поэтому если вы хотите получить более естественные цвета, фотографируйте через час или два после восхода.

Матричный режим экспозамера

Зимний полдень в центральной Европе. Прекрасный пейзаж, благодаря моделирующему эффекту длинных теней от деревьев и неровностей ландшафта.

Матричный режим экспозамера

Боковое освещение усиливает текстуры поверхностей снимаемых предметов.

СВЕТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ

Когда солнце находится относительно низко и тени от предметов достаточно длинные, попробуйте сфотографировать объект под разными углами относительно солнца, когда свет падает сбоку, сзади или спереди. У вас получатся совершенно разные кадры. Какой именно эффект оказывает каждое из направлений, мы рассмотрим подробнее дальше.

БОКОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Когда солнце светит с определенной стороны, утром или после полудня (в какие конкретно часы — зависит от вашей широты), тени от предметов все еще длинные, а освещение иногда непредсказуемо, у вас есть прекрасная возможность сделать фотографии с боковым освещением. У него есть свои преимущества. Длинные тени помогают подчеркнуть форму и очертить силуэты предметов. Все неровности на поверхностях, все ямы и канавки, пики и впадины становятся более заметными. Наконец, фотографии с боковым освещением обладают наибольшим контрастом между светом и тенью.

Матричный режим экспозамера

Сделанные при боковом освещении снимки, как правило, очень контрастны: яркие световые пятна сочетаются с глубокими тенями, которые помогают подчеркнуть текстуру поверхностей предметов. Например, на этом кадре было бы гораздо труднее показать текстуру пола возле этого дома на берегу моря, если бы солнце было позади камеры.

Матричный режим экспозамера

Тень и свет

Посмотрите, как меняются тени при движении солнца по небосводу. Здесь показано переднее, заднее и боковое освещение. Мы видим, что тени почти незаметны при передней освещении, когда солнце находится позади фотографа. Когда же оно находи позади объекта съемки, то, наоборот, в кадре преобладают тени, а светлых участит очень мало. Боковое освещение придает снимку максимальный контраст.

Матричный режим экспозамера

Высокий контраст

Высокий контраст типичен для фотографий с боковым освещением. Как мы видим на рисунке, и свет, и тени падают на предметы под прямым углом. Чтобы контраст получился достаточным, поверхность должна быть слегка наклонена относительно солнца.

Матричный режим экспозамера

Съемка год прямым углом относительно солнца выделит горизонтали

ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Вид освещения, когда солнце находится позади камеры и освещает предмет спереди, называется фронтальным. В этом случае, как правило, камера направлена на предмет под тем же углом, что и лучи солнца. Тени от предметов получаются короткими, так как они находятся позади предмета съемки, поэтому фотографии с фронтальным освещением выглядят двухмерными. Однако при этом у него есть и преимущества: объект съемки полностью освещен, он выделяется на окружающем фоне, а цвета фотографии очень насыщенны.

Матричный режим экспозамера

При фронтальном освещении цвет неба получается более глубоким, чем при каком-либо другом. Однако эти сторожевые ворота в Испании выглядят чересчур плоско.

Матричный режим экспозамера

Удачное фото с фронтальным освещением демонстрирует насыщенность цветов и четко очерченные контуры предметов.

КОНТРОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Вид освещения, когда солнце находится позади предмета съемки и объектив направлен на него. Фотографии с контровым освещением обычно высококонтрастные, и на них, как правило, прекрасно выделен силуэт снимаемого объекта. К тому же, когда солнце не светит прямо в объектив, а находится вне вашего поля зрения (особенно если оно не очень яркое, например, рано утром или вечером), у фотографа есть возможность запечатлеть детали снимаемого объекта.

Матричный режим экспозамера

Легкий вечерний туман и солнце, находящееся где-то впереди, но вне поля зрения камеры, помогли создать эту атмосферную перспективу, выдел силуэты холмов на горизонте, а также сохранил некоторые детали на переднем плане.

ЧЕТЫРЕ ТИПА КОНТРОВОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Первый — когда камера направлена прямо на солнце. На фото получается четкий темный силует яркое световое пятно вокруг него.

Второй — съемка под большим углом к отражающей поверхности. Здесь также получится четкий силуэт, но световое пятно при этом будет больше. Третий — когда солнце достаточно высоко: на фото видны тени от снимаемого предмета. Четвертый — когда солнце освещает края объекта: получается достаточно темный фон, на котором виден светлый силуэт.

Матричный режим экспозамера

Лицом к солнцу

Матричный режим экспозамера

Под углом к отражающей поверхности

Матричный режим экспозамера

С небольшим смещением оси

Матричный режим экспозамера

Освещенный край

СИЛУЭТ

Выбирайте для съемки объект с наиболее красивыми и интересными очертаниями. При выборе стоит учитывать, что этот объект нужно расположить прямо между камерой и солнцем, чтобы ни одна линия не ускользнула от камеры.

Говоря об экспозиции, в данном случае вы можете свободно экспериментировать с ее настройками, не боясь испортить результат, так как фотографии силуэта объекта практически не несут в себе каких-либо деталей и испортить их трудно. Только если камера направлена прямо на солнце, будьте осторожны: на снимке могут быть искажены цвета.

Матричный режим экспозамера

Объекты с красивым узнаваемым силуэтом лучше всего выглядят на фоне чистого неба.

ОТРАЖЕНИЕ СОЛНЦА

При съемке в отраженных лучах солнца «важен угол отраженного света, при отражении свет рассеивается и яркая зона расширяется. Попробуйте поменять угол съемки или подождите, когда солнце поменяет свой относительно объекта.

Матричный режим экспозамера
Матричный режим экспозамера

ОСВЕЩЕНИЕ КРАЕВ ОБЪЕКТА

Этот эффект появляется, когда солнце находится позади объекта и при этом освещает его сбоку: края объекта словно проникнуты мягким светом. На самом деле эффект свечения является лишь порождением блика оптики, поэтому вам нужно следить, чтобы это явление не портило снимка.

Сила свечения зависит в основном от физических качеств объекта: если это твердая ровная поверхность, то свечение будет едва заметным; если объект обладает волокнистой поверхностью, то эффект будет сильнее и менее предсказуемым.

Матричный режим экспозамера

Этот снимок сделан в конце дня, когда солнце уже достаточно низко, но в данном случае оно находится не прямо позади девушек. Посмотрите, насколько по-разному эффект свечения проявляется на волосах и на одежде

ПОДАВЛЕНИЕ БЛИКОВ

•Установите светозащитную бленду объектива: обычно она идет в комплекте с объективом, (охраняйте оптику чистой, регулярно удаляйте с нее пыль и всевозможные загрязнения: без них она будет работать гораздо лучше.

• Снимите с объектива фильтры. Да, это дополнительный мой стекла, который также может спровоцировать блик оптики.

• Используйте только качественную оптику. Высококачественные линзы с многослойным просветлением гораздо меньше склонны к бликам, чем более дешевые аналоги.

• Если у вас нет светозащитной бленды, вы можете закрыть объектив от бликов рукой: главное — не попадите при этом в кадр.

Матричный режим экспозамера

Блики оптики наполняют мягким светом этот морской пейзаж с бурными волнами. Видите ли вы в этом недостаток снимка или живописное дополнение пейзажа — это лишь дело вкуса

СОЛНЦЕ В ЗЕНИТЕ

Время дня, когда солнце находится высоко в зените и небо безоблачно, многие фотографы не любят. На то есть свои причины: пейзажи в это время смотрятся довольно блекло, так как тени почти незаметны и в лучах солнца нет теплых оттенков, а при портретной съемке на лицо падают не слишком эстетичные тени.

Однако есть и свои преимущества: цвета предметов получаются очень естественными, четко видна каждая деталь. Это прекрасное время для городских съемок, так как архитектурные памятники получаются на снимках в лучшем виде.

Матричный режим экспозамера

Несмотря на то, что тени в этом пейзаже отсутствуют, мы видим естественный цвет, множество деталей, а также прекрасный вид далеко вперед, до самого горизонта

Матричный режим экспозамера

Когда солнце в зените и лучи не преломляются, его свет нейтрален по цветовой температуре и прекрасно обрисовывает окружающие предметы, показывая их мельчайшие детали

Матричный режим экспозамера

Благодаря тому, что солнце высоко в небе, надпись на здании не искажена, не скрыта тенями и легко читается

Матричный режим экспозамера

Жесткий свет редко идет на пользу при портретной съемке, в то время как

Матричный режим экспозамера

Мягкий очень благоприятно сказывается на качестве снимка

Мягкий и жесткий свет

Качество освещения зависит далеко не только от угла падения и цвета лучей, но также от того, насколько рассеян свет. Чем более рассеян свет, тем более мягким он становится, создавая менее заметные тени от предметов.

При съемке вне помещения основную роль рассеивателя играют облака. Когда небо чистое, свет падает прямо на землю, не преломляясь и не рассеиваясь. Такой свет называется жестким и образует хорошо различимые тени от предметов. Когда свет проходит сквозь облако, туман или отражается от какой-либо поверхности, его лучи рассеиваются на множество направлений, и он становится мягким.

Матричный режим экспозамера

На фото мы видим, как жесткий свет создавая сильные тени, прекрасно подчеркивает форму тыкв. В то время как

Матричный режим экспозамера

На фото мы видим результат съемки той же сцены при мягком освещении: цвета и тени здесь более спокойные

Матричный режим экспозамера

В солнечный день лучи проходят только сквозь атмосферу, создавая на земле четкие тени, в то время как облака, работая как диффузоры, преломляют лучи, заставляя их падать на землю под разными углами

ТУМАН

Туман — это атмосферный эффект, возникающий при рассеивании света частицами влаги или пыли, висящими в воздухе. Эффект от тумана возрастает по мере увеличения расстояния до I объекта съемки.

При определенных обстоятельствах короткие световые волны рассеиваются сильнее, чем длинные, придавая предметам голубоватый оттенок.

В зависимости от предмета съемки туман может выглядеть в кадре эффектно, а может и испортить его, сделать размытым или нечитаемым.

Матричный режим экспозамера

Когда лучи восходящего или заходящего солнца проходят сквозь туман, заставляя светиться, вы можете сделать очень красивые фотографии. На этом снимке туманность помогает нам провести зрительные границы и определить, какие предметы находятся ближе, а какие дальше

Матричный режим экспозамера

Отдаленные холмы на этом фото имеют явный синий опенок.

Матричный режим экспозамера

Ставим на объектив УФ-фильтр -и цвета холмов снова естественные

Выявляйте ключевые моменты

При фотосъемке в большинстве ситуаций композиция регулируется независимыми элементами в кадре и их взаимосвязями. В таких случаях задача фотографа, заметившего потенциал сцены, — как можно точнее запечатлеть тона. Но есть и другие способы передать композицию. Один из них — через цвет, в этом случае важен не столько сам объект, сколько его цвет и цвет окружающих его объектов. Еще одним решающим фактором является однородность тона. Иногда предстающая перед вами картина или почти исключительно светлая (высокий ключ), или почти исключительно темная (низкий ключ). Такие фотографии могут вызвать мощный отклик у зрителя. Чтобы максимизировать этот отклик, постарайтесь сделать кадр так, чтобы однородность тона поддерживалась как можно сильнее. Усилить эффект можно при последующей обработке изображения.

Выявляйте ключевые моменты

Темный портрет в нижнем ключе можно легко получить, используя естественное освещение от одного окна, яркости которого обычно хватает для освещения лишь небольшого участка комнаты, в то время как остальное пространство остается в тени

Выявляйте ключевые моменты

Снимки в нижнем ключе наиболее удачны, когда на них присутствует небольшой, но отчетливый участок светлого тона. Это изображение было переведено в черно-белый формат

Выявляйте ключевые моменты

Светлые вкрапления белого снега и свинцово-серое небо создают идеальные условия для съемки пейзажа в верхнем ключе. Компенсация экспозиции была установлена на +2, чтобы подкрепить светлые тона.

Главное — вовремя

В кадр входит человек, у которого на плече сидит какаду. Рыщущий ротвейлер смотрит куда-то вправо. В середине кадра — обнимающаяся пара и еще кто-то ссутуленный, словно вымотанный жизнью. Что это за странная аллегория Нью-Йорка?

Здесь Мелани Айнциг сумела запечатлеть четыре весьма непохожих, никак между собой не связанных элемента, которые сошлись всего на мгновение. Достаточно было секунды, чтобы этот прелестно чудной квартет разбрелся, и застать его вместе уже никогда бы не удалось.

Безошибочное чувство, что нажать на спуск нужно прямо сейчас, — один из самых ключевых аспектов фотографии. Анри Картье-Брессон называл это «решающим моментом»: иначе не задержать фотографический образ, столь мимолетный, что щелкнешь пальцами — и вот он уже ускользнул. Надо успеть щелкнуть затвором.

Схватить решающий момент, будь то красноречивый жест или уличная сцена наподобие этой, -дело предчувствия и инстинкта.

Приучившись глядеть в оба, вы вскоре начнете замечать подобные моменты повсюду. Когда такой момент наступит, времени на размышления не будет, поэтому подготовьте фотоаппарат заранее. Нужно, чтобы время на снимке застыло, поэтому используйте короткую выдержку.

В такие моменты фотография становится чистым искусством.

Главное - вовремя

Угол улицы весной, Нью-Йорк Мелани Айнциг 2000

А теперь — о волшебстве

Этот снимок Инзаджеано Латифа напоминает мне о том, что фотография — разновидность волшебства. Ее возможности превосходят простое отображение людей и вещей. Фотография — великолепная фотография — способна проникать под поверхность мира и показывать то, что находится в глубине.

Нет, я понимаю, что в этом снимке нет ничего волшебного. То, на что мы здесь смотрим — искусно выстроенный набор элементов. Эти сжатые кулаки, обернутые рваной тканью. Этот замечательный свет, где-то на полпути от жесткого к мягкому. Этот теплый оранжевый на холодном голубом. И взгляд: вызывающий и при этом ранимый.

Все это так, но снимок как будто заходит глубже. Каким-то образом он превосходит сумму своих частей.

Можно овладеть всеми приемами фотографии. Можно обзавестись какой угодно аппаратурой и выучить весь профессиональный жаргон. Но это не поможет вам снимать вот такие кадры, поскольку они требуют совершенно иного подхода.

Какого? Именно этот вопрос я и задал Латифу. Он немного задумался, а потом сказал:

«Не надо всё слишком обдумывать. Снимайте так, как чувствуете».

Волшебство фотографии, то, что нельзя до конца объяснить, — это вы.

А теперь - о волшебстве

Женщина-боксер № 3 Инзаджеано Латиф 2009

Неполадки

Почему мой фотоаппарат фокусирует не там, где мне нужно?

Фотоаппарат выделяет в кадре несколько разных точек фокусировки. Упростите настройки, выбрав опцию «одна точка» (Single Point) и разместив эту точку в середине кадра.

Обрамляйте кадр

Обрамление объекта съемки может помочь привнести порядок в композицию и направить взгляд зрителя в нужном направлении. Рамки могут быть естественными или рукотворными и применяются в пейзажной или в портретной фотографии. Важно, чтобы рамка подходила объекту и не была чересчур вычурной или сложной, иначе она просто перетянет на себя внимание.

Фотографиям нужны фотографии

В книге фотографий Роберта Франка «Американцы», впервые вышедшей в 1958 году, Америка предстает страной одиночества, тревоги и расовой сегрегации, Книга — путевые фотозаметки из глубины разобщенной Америки 1950-х.

Подсказывайте вопросы, а не ответы

Кто сидит в этом кресле? Почему окно затемнено? В этом разладе цветов и узоров есть какая-то красота. Кто-то специально собирал их вместе — или это случайный набор предметов, оказавшийся в одной комнате?

Матричный режим экспозамера

Матричный (оценочный, сегментный, сотовый) режим экспозамера используется наиболее часто. Датчик экспозамера делит кадр на зоны и измеряет освещение в каждой их них. В процессе замера учитывается освещенность основного объекта съемки: для этого берутся показания зоны, где расположена активная точка фокусировки. Полученные данные сравниваются процессором с базой данных правильно экспонированных снимков (база насчитывает десятки тысяч примеров). Найдя наиболее близкое значение, фотоаппарат устанавливает экспозицию. Плюсы: Достаточно точный режим замера, прекрасно подойдет всем, кто не желает настраивать экспозицию вручную. Неверно настроенная экспозиция может быть выставлена лишь при очень необычном освещении или очень специфических эффектах. Минусы: Практически невозможно предугадать, когда и где матричный замер допустит ошибку и интерпретирует картину перед объективом неверно. Поэтому его ошибки гораздо сложнее исправить.

Использование фильтров

Большинство современных программ для редактирования имеют множество фильтров. Однако существует несколько фильтров, которые не могут быть воссозданы в фотолаборатории.

Первый — это ультрафиолетовый, или УФ-фильтр. Невооруженным глазом вы вряд ли заметите разницу, но он бесценен для защиты передней линзы объектива.

Знайте, что ищете

Воскресный вечер. Кардифф. Центр города. Но человек на снимке не «оттягивается». Человек на снимке совершенно заворожен. Находится где-то очень далеко от своего повседневного «я». Пытаясь перелезть через заграждение, он напоминает гориллу, убегающую из зоопарка. Кто знает, что за побоище вот-вот увидит мир!