Осталось главное — взаимодействие архитектурных объемов в организованном ими пространстве.

Существуют и другие приемы организации крупных градостроительных пространств: размещением в них разновысотные горизонтальных объемов, что является, в известной степени, более трудной задачей, чем оперирование контрастными архитектурными формами. Этот композиционный прием характерен для организации пространств крупных современных жилых массивов.

Взаимодействие архитектурных объемов
Архитектурно-художественная организация градостроительных форм такого рода требует от проектировщика уменья оперировать большими архитектурными массами и пространствами.

Казалось бы, само разнообразие условий строительства (характер участка — его конфигурация и размеры, рельеф, ориентация по странам света и т. д.) должно было привести к разнообразию градостроительных композиций. Однако в действительности дело обстоит иначе: пороком массового жилищного строительства стали однообразие, однозначность архитектурных приемов и средств. Жилой комплекс обычно состоит из стоящих на открытом зеленом пространстве однородных зданий, местоположение которых подчинено не столько линии улицы, сколько направлению солнечных лучей и более крупному композиционному решению. Условия инсоляции и необходимость обеспечить экономичную плотность населения ведет к одинаковым расстояниям между домами. Пространство становится недифференцированным, каждый внутриквартальный интерьер имеет близкие между собой пространства. Впечатление монотонности все усиливается. При многократном повторении приемы композиции быстро принимают банальный характер, например метрическое расположение высотных жилых зданий, их чередование с горизонтальными объемами магазинов или жилых домов протяженной формы.

Композиционная идея, лежащая в основе одного из крупнейших жилых районов города, разрушила сложившийся в градостроительстве стереотип.

Взаимодействие архитектурных объемов