Снимок выполнен ультраширокоугольным объективом, поэтому с глубиной резкости проблем бы не было, даже при максимальной диафрагме. Однако контрастность оказалась не на высоте, поэтому пришлось использовать небольшие значения диафрагмы.

Тадж-Махал

Благодаря яркому солнечному свету, падающему на Тадж Махал, не возникает никаких проблем с дрожанием камеры. А поскольку практически все части здания находились на одном расстоянии от объектива, проблем с глубиной резкости также не было. Для того чтобы добиться максимальной контрастности, использовалось среднее значение диа — фрагмы.

Немецкая мозаика

Деталь плиточного бордюра в Дрездене. При съемке плоских художественных работ наилучший результат достигается, если постараться избежать максимальных и минимальных значений диафрагмы — так можно сделать наиболее контрастный снимок.

Сельскохозяйственная выставка

Снимок козла на сельскохозяйственной выставке, сделанный крупным планом. Поскольку глубина резкости невелика, диафрагма была уменьшена до (/8, чтобы как можно четче передать узор шкуры животного.

Легко понять, для чего нужно зуммирование: при изменении фокусного расстояния объектива угол обзора увеличивается или уменьшается. Проще говоря, зуммирование — инструмент подрезания кадра, позволяющий фотографу определить, какую часть сцены включить в композицию, и сделать это, не перемещая камеры.

Однако легко недооценить творческий потенциал зуммирования. Оно позволяет цифровому фотографу сделать так, чтобы ни один из пикселей не был потрачен впустую, и при этом получить максимальное разрешение кадра. Кроме того, изменение угла зрения очень важно для композиции снимка.

Возможность изменить угол обзора означает способность изменить расстояние от камеры до предмета так, чтобы предмет по-прежнему занимал ту же часть кадра. Изменяя одновременно фокусное расстояние и положение камеры, вы можете изменить перспективу, и фон на снимке будет выглядеть иначе.

Что самое важное, зуммирование привносит в вашу работу разнообразие. Одно из неудобств самых простых камер состоит в том, что для создания снимка может быть использовано ограниченное число углов зрения, порой даже один. В результате снимки кажутся одинаковыми, поскольку у такой камеры неизменный взгляд на окружающую действительность.

Чем больше диапазон фокусных расстояний, тем более разнообразными могут стать снимки. Встроенная возможность изменения фокусного расстояния — это только начало. Вы можете изменять фокусное расстояние, используя широкоугольные и телефотоконвертеры.

Камеры со сменными объективами, например цифровые зеркальные аппараты, обеспечивают самый широкий диапазон выбора фокусного расстояния. В них есть не только зуммирование, но к ним можно присоединить, например, широкоугольные объективы или телефотообъективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Чтобы избежать искажения, вызванного влиянием размера матрицы на фокусное расстояние, изготовители обычно указывают не фактическое, а аффективное фокусное расстояние (еЮ.

Однако сменные объективы, применяющиеся в цифровых зеркальных аппаратах, могут быть установлены и на зеркальной камере, работающей с 35-мм пленкой. Поскольку еА объектива зависит от типа камеры, на которой он установлен, эти объективы обычно описываются их фактическим фокусным расстоянием.

В большинстве цифровых зеркальных фотоаппаратов, чтобы вычислить еА, надо увеличить фактическое фокусное расстояние (поскольку площадь матрицы камеры покрывает лишь часть области изображения. обрезая кадр еще до фиксации снимка). Этот коэффициент обычно варьируется от 1,3х до 1,7х, в зависимости от изготовителя и модели.

Расширьте свои возможности

В камере Маххит 70 фирмы «Коника Минолта» используется ССО- матрица, выполненная по технологии «антишок», когда матрица движется, компенсируя дрожание камеры. Эта особенность и удобство работы с цифровыми аппаратами являются прекрасным дополнением к совместимости с любыми объективами AF производства фирмы «Коника».

Одна из трудностей при использовании зуммирования, обрезающего изображение, состоит в том, что, глядя в видоискатель, можно только приблизительно оценить угол обзора сцены. Прямой видоискатель в компактных камерах показывает большую площадь сцены, чем та, которую вы увидите на снимке. В прямом видоискателе цифрового зеркального аппарата обычно видно только 95 процентов будущего изображения.

300 мм

Разнообразие

Изменение фокусного расстояния влияет не только на размер изображения, но и позволяет сделать отличающиеся друг от друга снимки. Эти два кадра были сделаны с одной точки во дворе монастыря, но архитектурная деталь, снятая при фокусном расстоянии 200 мм, выглядит совершенно иначе, чем снимок, сделанный ультрашироко- угольным объективом с фиксированным фокусным расстоянием 18 мм.

Подобраться поближе

Нередко увеличение фокусного расстоя • ния может стать более практичной альтернативой реальному приближению к объекту. Эти снимки семейства белых носорогов в заповеднике Южной Африки были сделаны с самого близкого расстояния, на которое мог подъехать внедорожник. Зуммирование позволило сделать не только групповой снимок, но и изображения отдельных особей.

К тому же фокусное расстояние изменяет картинку просто потому, что телефотообъективы в принципе располагаются дальше от объекта съемки, чем широкоугольные, что ведет к фактическому изменению перспективы. Телефотообъективы «сжимают» перспективу, при этом предметы, расположенные на разных расстояниях от фотографа, кажутся намного ближе друг к другу, чем на самом деле. Широкоугольные объективы создают противоположный эффект — на снимке передний план кажется больше и заметнее, а горизонт, напротив, уходит вдаль.

Сокращение глубины

Эти купола, напоминающие космические ангары, разбросаны на площади приблизительно 450 м, но сняты с возвышенности при помощи 300-мм телеобъектива с зуммированием. На снимке эти оранжереи кажутся прижатыми друг к другу.