Некоторые снимки намного лучше других отражают суть события. Это снимок лидирующей группы велосипедистов, сделанный телефотообъективом, но, поскольку двое соперников в этот момент пьют, это мало напоминает гонку. Снимок, сделанный широкоугольным объективом на той же самой гонке, лучше: испольэование вспышки, синхронизированной с длительными выдержками, обеспечивает чувство движения, а факт, что в кадре присутствует лидер в известной всем желтой майке, делает снимок более значительным.

Идеальный набор для съемки должен включать:

• Стандартныйобъективсзумми- рованием, обеспечивающий диапазон еЯ 100-300 мм. Это позволит снимать самые разные события.

• Объектив с еЯ 400 мм полезен для съемки крупным планом. Можно вместо него использовать телеконвертер.

• Монолод обеспечит дополнительную устойчивость длиннофокусному объективу и позволит разворачивать камеру при панорамировании.

Съемка во время путешествия почти ничем не отличается от съемки дома: везде можно побродить и найти что-то интересное. Вы можете делать портреты людей, которых вы повстречали, снимать пейзажи и архитектуру; вы можете даже опробовать себя в съемке живой природы и спорта, если столкнетесь с чем-то подобным.

Однако два момента отличают фотографирование во время путешествия. Во-первых, когда вы путешествуете, скорее всего, вы уехали в отпуск, так что перед вами не только широкий спектр достопримечательностей, но и время для того, чтобы максимально использовать возможности фотографии. Обычно у вас не так много времени, чтобы позволить себе сделать все должным образом: вы можете ждать нужного освещения, поискать более интересные ракурсы, поэкспериментировать с различными установками камеры. Вы ограничены только тем, какую часть дня вы намерены посвятить фотографии.

Однако, поскольку отпуск не вечен, стоит немного упорядочить процесс съемки, распланировать тип или стиль снимков, которые вы хотите сделать в первую очередь, а затем выбрать наилучшие дни и время для фотографирования.

Во-вторых, вы можете быть ограничены весом того, что можете взять с собой, хотя хочется взять все, что у вас есть, чтобы быть готовым к любому повороту событий. Тяжелый штатив могут не взять в самолет или экскурсионную поездку, но он может оказаться полезным для съемки поздно вечером или ночью. Длинный телефотообъектив может пригодиться при поездке в заповедник или для съемки водных видов спорта. Стоит взять с собой вспышку, чтобы снимать ночную жизнь. Надо все продумать перед выездом и не забыть взять жизненно важные принадлежности вроде зарядного устройства для аккумуляторов.

Очень важно то, что, поскольку вы не берете с собой ноутбук, во время поездки у вас не будет доступа к своему компьютеру. Вы не сможете ежевечерне перегружать сделанные за день снимки на накопитель на жестких дисках, и карта памяти очень быстро заполнится. Поэтому следует оценить, сколько снимков вы будете делать, и купить достаточно карт памяти, чтобы вам не приходилось удалять снимки, которые вам хотелось бы оставить. Альтернативно, можно купить портативный накопитель на жестких дисках или карманную систему записи на СБ или БУБ-носители, работающие на аккумуляторах.

• Посмотрите на снимки других людей, чтобы понять, что там можно снимать. Просмотрите путеводители и веб-сайты. Серьезный фотограф сделает это еще до заказа билетов и гостиницы!

• Просматривайте снимки

и после того, как вы приедете на место. Открытки — хороший источник вдохновения, на них показаны виды, о которых вы могли бы не узнать за короткое время вашего отпуска. Не пытайтесь скопировать их — постарайтесь их улучшить или взглянуть по-новому, выполнить их в своем стиле.

• Многие из наиболее фотогеничных мест также будут нравиться и другим туристам. Поэтому запланируйте попасть туда как можно раньше поутру, чтобы обогнать других.

• Ищите интересные детали. Например, рыночные дни — рай для фотографа, но. поскольку они происходят раз в неделю, вам надо распланировать поход туда, чтобы не пропустить ничего

замечательного.

Идеальный набор для съемки должен включать:

• Аккумуляторы и аксессуары, с зарядным устройством с переходником, ПОДХОДЯЩИМ для розеток в выбранной вами стране.

• Ткань для протирания экрана и кисточка для очистки линз объектива и матрицы.

• Сумка для камеры, причем желательно такая, которая

не сообщит местным ворам обо всех деталях вашей экипировки. Если вам придется много ходить, особенно удобны рюкзаки с дополнительными кармашками.

• Объективы и принадлежности, необходимые для съемки объектов, которые скорее всего могут встретиться вам по пути.

• Инструкции, прилагаемые

к камере, на случай, если вдруг на экране появится странный символ.

• Квитанции на все ваше оборудование, что помогает облегчить прохождение через таможню.

• Миниатюрный штатив или большая круглая подушка для съемки с длинной выдержкой, чтобы не тащить тяжелый стационарный штатив.

• Страховка: ваше оборудование может быть застраховано дома, а страховка на время поездки покрывать только менее ценную аппаратуру. Возможно, вы захотите купить страховку для фотографов. Перепишите описание и серийные номера вашего оборудования на случай, если сумка с камерой будет потеряна или украдена.

Широкоугольные объективы стали ассоциироваться с пейзажной фотографией. Широкие просторы требуют широкого угла обзора, если вы намерены снять всю разворачивающуюся перед вами сцену.

Однако, хотя широкоугольные объективы зани- мают почетное место в рюкзаке фотографа- пейзажиста, длиннофокусные объективы также могут оказаться весьма полезными. Телеобъектив позволяет, например, выделить отдельно стоящее дерево, в то время как длиннофокусные объективы могут использоваться при съемке полей или дороги, образующей диагональ на склоне горы. Используя широкоугольный объектив при съемке пейзажа, надо постоянно думать о том, чем заполнить передний план, ища камни интересной формы или яркий цветок, чтобы преобразовать мертвое пространство в кадре в интересный композиционный элемент; более длинный объектив помогает решить эту проблему и имеет дополнительное преимущество: получающиеся снимки выглядят очень оригинально.

Для фотографа-нейзажиста особое значение имеет качество естественного освещения: различия в интенсивности и рассеянности света в течение дня, набежавшие облака могут стать у такого фотографа навязчивой идеей. Но терпение — величайшее из достоинств. Чтобы добиться великолепных снимков, приходится порой сидеть и ждать нужного сочетания атмосферных условий.

Времена года также имеют большое значение. Именно они придают пейзажу цвет — золотой и оранжевый осенью в лесу, ежегодное цветение альпийского луга — летом. Но в других местах растительности может быть слишком много, и большую часть года она выглядит однородно-зеленой. В английском Озерном крае, например, некоторые из самых успешных снимков были сделаны в начале зимы, когда только что выпал первый снег на ставшие контрастными верхушки мертвых коричневых метелок папоротника-орляка и темнозеленой привядшей травы.

Идеальный набор для съемки должен включать:

• градиентный серый фильтр, чтобы дифференцированно уменьшить контраст между небом и землей;

• круговой поляризующий фильтр;

• тяжелый штатив с ножками и центральной стойкой, которые

могут разворачиваться каждая под собственными углом (лучшие штативы такого рода производят фирмы ВепЬо и 11пМ.ос);

• широкоугольный объектив

с зуммированием до 20 мм (еЯ);

• телефотообъектив с зуммированием с диапазоном фокусных расстояний до 200 мм или больше <еЮ. для того чтобы выделить отдаленные детали.