Камера временно наводит фокус на лицо одного из мальчиков, после чего спуск нажат до половины. Значение на панели в видоискателе подтверждает, что фокус заблокирован

Возвращение к прежней композиции

Фокус заблокирован, и камера возвращается к прежней композиции, и теперь следует нажать на спуск до конца, чтобы сделать снимок.

Одно из основных преимуществ цифрового зеркального аппарата и гибридных камер состоит в том, что вы можете видеть объект, на котором фокусируется объектив. Прямой видоискатель обеспечивает хорошее приближение того участка, в которое нацеливается система автофокуса, позволяя вам предпринять корректирующие действия.

Очень полезно постараться заблокировать фокус на выбранном объекте.

Использование подсветки

У разных камер мощность встроенных АР-вспышек разная. Однако эта подсветка идеально подходит для того, чтобы делать портреты в условиях плохой освещенности; независимо от того, используете вы вспышку или нет, при плохой освещенности выполнить точную ручную фокусировку чрезвычайно трудно.

Автофокус при наличии преграды

При съемке в морском аквариуме стекло резервуара может стать проблемой для системы автофокуса: есть опасность, что камера может сфокусироваться на сте

кле, особенно если оно грязное или на нем есть блики Подсветка АР только помогла бы камере сфокусироваться на стекле, а не на белуге за ним.

Выбор объекта съемки

Главный объект на этом снимке — здание, а не линия кипарисов перед ним. Автофокус не сможет сделать правильный выбор, так что необходимо использовать блокировку фокуса.

Определение контраста

В АР-системах настройки объектива выполняются на основании данных о контрасте. Но некоторые предметь неконтрастны, как этот белый фарфо ровый сосуд в белой комнате. В этом случае пришлось настраивать фокус по линии в задней части полки.

Вопрос привычки

Трюкач-мотоциклист и его помощник исполняют трюк на квадробайке. При создании серии снимков цифровым зер кальным фотоаппаратом фокусное расстояние постоянно корректируется при помощи прогнозирующего режима АТ.

Прогнозирующий режим АР требует времени для привыкания — вы не можете видеть результат, потому что во время выполнения снимка в видоискателе темно. Вам остается только довериться системе и позднее проверить результат.

Если разумно использовать автофокус, он позволяет фотографам снимать более резкие кадры, чем они могли бы получить, настраивая фокус вручную. Однако бывают случаи, когда быстрее или надежнее отключить режим АР и самому навести резкость.

Огромное преимущество ручной фокусировки состоит в том, что на это тратится намного меньше энергии аккумулятора, чем при АР, и камера работает тише. Кроме того, бывают ситуации, когда пассивные системы АР терпят неудачу — например, при плохом освещении, при съемке предметов, находящихся вне зоны действия подсветки АР. В этом случае ручная фокусировка становится просто необходимой. В некоторых сценах так много предметов на переднем плане, что автоматическая система фокусировки не может не ошибиться, определяя, по какому из них наводить резкость. Иногда, снимая в студии, на природе или делая снимки архитектурных сооружений, вы можете сделать ряд снимков с одного места, лишь немного корректируя значение фокуса для каждого кадра.

Однако устанавливать фокус вручную не всегда просто. Например, фокусировочный экран автофокуса зеркальных аппаратов предназначен для использования АР, и все, что может вам помочь в этом случае, — матовая подложка, которая немного преувеличивает эффект фокусировки. Чтобы увеличить точность фокусировки (и сделать видоискатель более ярким), видимая глубина резкости ограничена, вы видите изображение, которое было бы при максимальном раскрытии диафрагмы объектива. Интересно, что АР-система частично работает даже тогда, когда вы наводите на резкость вручную — когда камера считает, что вы точно навели на резкость, в видоискателе загорается зеленый свет.

Гибридные камеры, особенно те, в которых используются отдельные видоискатели и подход «глядеть через объектив», вынуждают вас судить о точности фокусировки по тому, что изображается на ЖК-экране, расположенном на уровне глаз; однако в них может быть предусмотрена возможность увеличить часть изображения, чтобы было легче выполнить точную фокусировку.

Очень важный момент для многих серьезных фотографов — скорость, с которой вы можете перейти с АР на ручную фокусировку. Если автофокус не подходит для съемки разворачивающейся перед вами сцены, вам не понравится, если придется просмотреть множество опций меню для поиска подходящей. Изготовители некоторых цифровых зеркальных аппаратов и некоторых объективов с АР нашли отличное решение — кнопка, при нажатии на которую автофокус отключается. При некоторых комбинациях объек- тива/корпуса вы можете наводить объектив на резкость даже тогда, когда автофокус включен.

Скорость настройки фокуса также очень важна. У некоторых камер фокусировка вручную выполняется также с помощью двигателя, что может замедлять процесс съемки. Самое быстрое решение — широкое кольцо на объективе, позволяющее напрямую изменять положение линз объектива.