Красная площадь — относительно замкнутое пространство, в котором помещен небольшой уникальный объем, превратило ансамбль Красной площади в современное архитектурное общественное пространство, соединившее историческую глубину художественного образа с чертами нового, социалистического содержания, ставшего доминирующим в облике Красной площади. Кремлевские стены и башни образовали красочный торжественный фон для главного сооружения — Комплекса; Исторический музей, торговые ряды составили нейтральную среду этого замкнутого архитектурного пространства.

Схема генерального планаИнтересен процесс постепенного формирования композиции Красной площади. Большое значение имело сооружение храма Василия Блаженного: высотный объем храма-памятника замкнул собой глубокую перспективу площади по ее продольной оси, идущей параллельно Кремлевской стене, и тем самым, определив границу площади, сделал ощутимым ее монументальное пространство. Пирамидальный красная площадь в городе Фасад продольной стороны площади Схема генерального плана Общий вид Пропорции пространства Красной площади. Собора уравновесил динамичную перспективу ритмического ряда башен, придав пространству площади большую цельность.

Красная площадь превратилась в замкнутое пространство с сооружением Исторического музея и Торговых рядов.

Схема генерального планаЗдание музея, построенное примерно 100 лет назад, занимает чрезвычайно ответственное место на главной площади города, выполняя важную градостроительную роль. Авторы проекта музея отдавали себе в этом отчет: При проектировании фасадов, прежде всего, мы считали долгом обратить внимание на те сооружения, уже существующие на Красной площади, именно, на церковь Василия Блаженного и на Кремлевскую стену с ее башнями, которыми будет окружен Исторический музей и с которыми, следовательно, он должен находиться в соответствии1. Этого соответствия архитекторы в значительной степени сумели добиться: здание музея уравновесило стоящий напротив него храм Василия Блаженного. Последнее имело особенное и неожиданное значение для последующей модификации Красной площади: равновесность объемов собора и музея лишила оба эти сооружения роли архитектурных доминант и тем самым значительно облегчила задачу создания современного.