Новая «авангардная педагогика» решительно отказывается от традиционного гуманистического идеала «гармонически развитой личности», отказывается от воспитания на основе исторической преемственности культурной традиции и посвящает свои усилия абсурдному самовыражению «отчужденной личности», заклинающей силы отчуждения в мистифицированной борьбе с ними. При этом область «творческого» и область «педагогического» сливаются, между ними нет уже никакого различия.

Было бы неоправданной смелостью ставить вопрос о концепции личности в связи только с одним музыкальным воспитанием. Музыкальное воспитание — часть общего воспитания. «Концепция личности» в строгом смысле — предмет общей педагогики, философии, психологии, социологии. В музыкальном воспитании речь может идти лишь об отдельных симптомах определенных типов личности. Музыкальное воспитание не всесильно, не универсально и без этического воспитания, например, не может обещать нам формирование даже такого человека, которого принято называть «человеком доброй воли». Что же касается отдельных симптомов, определяющих тот или иной тип личности, то здесь музыкальное воспитание представляет исключительное поле наблюдения (таким образом, при описании и сравнении системы музыкального воспитания Г. Орфа с «экспериментальной педагогикой» авангарда мы будем отмечать в первом случае симптомы «гармонически развитой личности», во втором — «отчужденной личности»).