Пейзажная фотосъемка – это один из самых распространенных и любимых типов съемки, как среди новичков, так и в среде профессионалов. Почему именно пейзаж? Все просто: пейзаж встречается нам повсюду, как правило, именно пейзаж предоставляет все необходимые условия для создания качественной фотографии, к тому же, природа гармонична и разнообразна сама и по себе, и не требует длительного поиска нужной композиции. Секрет любого удачного, грамотного, красивого кадра – это его настроение, его уникальность и мимолетность мгновения. Фотограф должен уметь запечатлеть момент вдохновения.

Итак, что же необходимо сделать, чтобы кадр в итоге воплотил собой все ваши переживания, настроения и, что немаловажно, ваше умение снимать? Прежде всего, вам необходимо найти формат будущего кадра. Природа сама подскажет вам: если в кадре преобладают вертикальные линии, такие как холмы, тропинки, река, то выберете горизонтальный формат. Если же природа будто тянется вверх, бесконечным количеством тонких березок, скалами, или даже присутствием на первом плане человека – то ваш формат будет вертикальным. Панорамную съемку выбирают, чтобы подчеркнуть выразительность лесных массивов, или красоту горных цепей, создать ощущение бесконечности пейзажа. Столь популярный «рыбий глаз» может создать очень необычный, и при этом выразительный снимок. Но нужно быть осторожным, такой формат «работает на вас» только при наличии главного объекта по центру кадра и разнообразия пространства вокруг. При такой постановке в кадре, вы сделаете акцент на главном объекте (это может быть человек, собака, какая-либо постройка), и подчините окружающее пространство ему.
После определения формата кадра, вам необходимо простроить композицию. Эта работа требует внимания к мелочам, но одновременно и воплощения единого смыслового ключа. Как правило, композиция формируется из нескольких планов. На первом плане должен располагаться главный объект, на втором или третьем заключаете то, что вас привлекло ваше внимание. Помните основное: чтобы не нарушить воздушную перспективу, и не сломать кадр, первый план должен быть самым насыщенным по цветовому тону, а последующие планы — более приглушенные. Далее определите вводную линию, она должна как бы приглашать зрителя в кадр, уводить его в пространство снимка. Такой линией может стать что угодно, будь то полоска убегающей реки, тропинка или даже веточка на переднем плане. Большей гармонии вы достигнете, если ваша линия будет расположена слева направо, так, как «читает» наш глаз. Линию горизонта лучше расположить чуть выше или ниже центра кадра – так композиция будет наиболее выразительной. Что касается времени экспонирования, то лучше всего снимать утром или на закате. В яркий погожий полдень теней почти нет, и снимок получается плоским, а краски искажены сильным световым контрастом.
Помните, чтобы достигнуть совершенства снимка, лучше всего изучить предмет съемки досконально. Приходите на одно и тоже место в разное время суток, при разных погодных условиях, и вы найдете свой совершенный момент съемки.
Гармонии и легкости вам и вашему фотопейзажу!