Также известен как оценочный, мультизонный или интеллектуальный замер экспозиции. Матричный замер считывает значения с множества участков кадра, но вместо того, чтобы взять среднее значение или определенным образом сместить точки замера, камера пытается интерпретировать картинку. Используя базу данных с типичными вариантами снимаемых сцен и соответствующих им значений освещенности, она пытается оценить, например, должен ли фон быть черным, потому что это — ночное небо, или просто нужно увеличить выдержку. Часто этот вид замера экспозиции встроен в мультизонную систему фокусировки, так что ему заранее известно, в каком участке кадра будет находиться главный объект съемки.

Против: почти невозможно предсказать, когда матричный замер экспозиции даст сбой и как это будет, так что сделать компенсирующую поправку довольно трудно.

За: этот метод точнее, чем центровзвешенный замер экспозиции. Он идеален для тех, кто старается не заниматься установкой и коррекцией экспозиции вручную.

Ряд снимков совушки

Матричный и центровзвешенный способы дают хорошие данные. В результате точечного замера по центру кадра снимок получился слишком темным.

Ряд снимков филина

В результате применения центровзвешенного способа снимок получается ярче, чем при оценочной системе. Точечный замер вообще не подходит.

Ряд снимков полярной совы

В оперении полярной совы преобладают опенки белого, так что все способы замера зкспозиции дали сбой, и все снимки оказались недоэкспониро- ванными.

Ряд снимков глиняных кувшинов

Белая стена позади создает проблемы для систем измерения экспозиции.

В этом случае наилучший результат дал точечный способ.

Выполнив экспонирование, вы получили значение яркости кадра. Теперь надо преобразовать эту информацию в значения выдержки и диафрагмы. Но каковы бы ни были условия освещенности снимаемой сцены, нет однозначно правильного решения — в каждом конкретном случае вы можете использовать среднее значение диафрагмы со средней величиной выдержки, задать более короткую выдержку и большую диафрагму или установить большую выдержку и меньшую диафрагму. Количество вариантов обычно определяется возможностями камеры или объектива, особенно это касается значений диафрагмы, диапазон которых уже, чем спектр возможных значений выдержки.

В терминах экспозиции неважно, какую из возможных пар значений выдержки диафрагмы вы используете при съемке. Но каждое конкретное значение выдержки или диафрагмы по-своему влияет на полученное изображение. Если задать

слишком медленную выдержку, то даже неподвижные предметы могут оказаться размытыми, особенно при использовании следящей сьемки. Если предметы движутся, то выдержка должна быть достаточно короткой. Используемое значение диафрагмы в основном определяет, какая часть сцены будет четко видна, поскольку именно оно влияет на глубину резкости.

Таким образом, идеальная комбинация выдержки и диафрагмы будет зависеть от объекта съемки или того, что вы хотите увидеть. Напротив, камера будет использовать собственную логику, чтобы обеспечить нечто среднее между очень длинной выдержкой и очень узкой диафрагмой. Большинство камер предлагает несколько различных способов определения экспозиции, в каждом из которых тем или иным способом предлагается сочетание конкретных значений выдержки и диафрагмы.

«Р» программный режим

Автоматический способ установки значений экспозиции, когда камера сама устанавливает и выдержку, и диафрагму; она выбирает комбинацию не только на основании измерений яркости снимаемой сцены, но и на базе настроек объектива; она устанавливает наименьшую возможную диафрагму, обеспечивающую значение выдержки, быстро позволяющее избежать толчка камеры при заданном фокусном расстоянии.

Программный режим — единственный способ задания экспозиции в самых простых камерах с зуммированием.

Программный режим с корректировкой. Камера сама определяет значения выдержки и диафрагмы, но вы имеете возможность скорректировать ее настройки. Удобство этого способа зависит от точности замеров, сделанных камерой, которые в идеале должны высвечиваться в видоискателе.

«А» приоритет диафрагмы

Полуавтоматический режим. Пользователь устанавливает диафрагму, а камера устанавливает выдержку, основанную на измерении уровня освещенности. Это может быть полезно в ситуациях, когда вам нужно определенное значение диа

фрагмы; например, вам нужно максимальное значение диафрагмы, чтобы сделать фон максимально не в фокусе. Приоритет диафрагмы может также быть полезен, когда настройка выдержки важнее, чем диафрагмы; вы можете использовать этот режим, установить самую широкую диафрагму и вынудить камеру установить для серии снимков самую короткую выдержку, которая только возможна.

«Б» приоритет выдержки

Полуавтоматический режим. Пользователь устанавливает определенную выдержку, и камера затем выбирает необходимую диафрагму, основанную на измеренном уровне освещенности. Этот режим используется, например, тогда, когда требуется определенная выдержка, а вы хотите поэкспериментировать с разными длинными выдержками, чтобы создать размытый снимок движущегося объекта.

«М» ручная настройка. Этот режим позволяет вручную установить и выдержку, и диафрагму. Хотя измерения камеры все еще сохраняются, пользователь может отклониться от ее рекомендаций. Этот режим оптимален. если вы пользуетесь отдельным экспонометром или фотографируете предмет при различных значениях экспозиции, создавая несколько вариантов, из которых позднее можно будет выбрать лучший.