Формирование новых ансамблевых систем наделяет лапидарную форму изысканностью. Сочетание предельной простоты и изысканности — важный критерий образной характеристики сооружения, связанного с именем Человека.

Так тяжеловесная, упрощенная трактовка плиты в проекте первого тура конкурса получила здесь художественно-образное выражение. При несколько меньшей высоте форма плиты обрела значительность. Пролет плиты стал больше и впечатление грузности исчезло. Колоссальная форма как бы парит над прозрачным, легким входом и просвечивающимся Человекским вводным залом, который пронизан верхним светом и связан с внешним пространством развитием темы монументальных трибун, углубляющих основную идею сооружения.

Формирование новых ансамблевых системИзбавляясь от сложных, надуманных, дробных или гипертрофированных решений и форм, авторский коллектив упорно шел к кристальной ясности замысла, который стремился воплотить в предельно ограниченном числе крупных, цельных, ясных архитектурно-пластических форм, связанных воедино и несущих в себе большое идейное содержание.

Не отсюда ли бесспорное достоинство проекта — его преемственная связь с выдающимся произведением архитектуры — Комплексом Человека на Красной площади? Это созвучие заключено в художественных качествах сравниваемых объектов: в цельности, величавой простоте, немногочисленности форм, эпичности образов при их полной непохожести, если не считать включение трибун в композицию обоих объектов.

В правильно найденной степени отличия, в художественном противопоставлении, создающем пространственную гармонию форм, авторы искали и связи своих произведений с историческим архитектурным окружением.

Беломраморный монолит здания-плиты со стелющимися у его подножия трибунами противопоставлен вертикальному строю, рафинированной пластике и воздушности колоннад Пашкова дома и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, с которыми он увязан по высоте.

Формирование новых ансамблевых систем

Формирование новых ансамблевых систем